воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Кейс№2 "Ван Гог. Ожившие полотна"

Авторское право
«Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по настоящему одинок,»-это высказывание принадлежит всемирно известному нидерландскому художнику-постимпрессионисту Винсенту Виллему Ван Гогу.  Именно тема его творчества будет также, в некоторой степени затронута, в выбранной мною для рассмотрения ситуации.

Итак, в разные месяцы 2014 года  мультимедийная выставка Van Gogh Alive  проходила в нескольких городах России (Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге).
«Van Gogh. Life in art» (Ван Гог.Жизнь в искусстве)-  под таким названием проходила еще одна выставка в городе Сочи, но уже в 2015 году. Оказалось, что в сети Интернет найти информацию об этой выставке достаточно трудно, на сайте удалось отыскать лишь некоторые данные, в качестве контактного лица указана пресс-атташе Александра Кузнецова.  При этом внимание привлекает тот факт, что :
  • И плакат, и информация о выставке, найденная в Интернете,создают впечатление, что это две одинаковые выставки;
  • Принцип  организации выставки Van Gogh. Life in art  был тем же самый (и даже тексты, проецируемые параллельно с изображениями частично совпадали).



В рекламе выставки, на официальном сайте, была представлена следующая информация : Более 3 000 изображений на громадных панелях, стенах и других поверхностях позволяют рассмотреть самые микроскопические детали работ признанного гения, а также узнать разные факты из его биографии.


Соответствует ли организация подобной выставки 
(Van Gogh. Life in art ) нормам авторского права? 

Для ответа на этот вопрос обратимся к следующим источникам:
Для начала рассмотрим и сравним билеты двух выставок:






















Обратим внимание , что на билете справа в нижнем углу можно прочитать следующее : GRANDE EXHIBITIONS и SENSORY4™, тогда как на билете слева информация об этом совершенно отсутствует.

Что это означает?

Создателем мультимедийной выставки Van Gogh Alive  является как раз австралийская компания GRANDE EXHIBITIONS. Это и указано в билете выставки Van Gogh Alive , на сайте этой компании можно найти следующую информацию:


























Более  того, имеются данные согласно которым: В России авторские права на мультимедийного Ван Гога у австралийцев приобрела московская компания iVision, которая показала "Ожившие полотна" в московском центре Artplay в начале 2014 года, а затем и в других городах. Стоимость авторских прав Олег Маринин (управляющий партнер iVision) называть не стал. На открытии выставки  присутствовал и генеральный директор Grande Exhibitions, Брюс Питерсон ,вот как он прокомментировал это событие: «Имея довольно большой опыт работы с музеями, наша компания старается предугадать, что же будет интересно посетителю в будущем. Именно поэтому у нас появилась идея соединить изобразительное искусство с музыкой, что способствует более полному, охватывающему несколько органов чувств, восприятию». 

Так правомерно ли проведение выставки Van Gogh. Life in art?

Рассмотрим эту ситуацию с точки зрения Авторских прав:
Таким образом, согласно Гражданскому кодексу РФ :

  • Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности.

1.Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат  нашем случае это GRANDE EXEBITION).
Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата и т.д. ( Таким образом, организаторы выставки Van Gogh. Life in art врятли могут считаться авторами данной системы.)
2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права. ( Таким образом, право авторства принадлежит только GRANDE EXEBITION)
Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен

  • Статье 1255 ГК РФ. Авторские права.

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
2. Автору произведения принадлежат следующие права:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

  • Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения,
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. (Таким образом система, с помощью которой создана и оформлена выставка является объектом авторских прав.)

  • Статья 1229. Исключительное право

1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. 
(Таким образом, так как  авторские права на мультимедийного Ван Гога у австралийцев приобрела московская компания iVision, то создание такой выставки этой компанией правомерно.)
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.  

  • Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 7.1:

Незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, влечет наложение административного штрафа.

Таким образом, я не обладаю достаточным количеством знаний и информации , что бы принимать какие либо категорические решения, однако, хотелось бы сделать следующий вывод:


Официальным автором выставки является компания  Grand Exhibitions  и создателем системы SENSORY4, лежащей в основе самой выставки. Никакой информации на сайте выставки Van Gogh. Life in art об этом не было найдено, кроме того  по данным этого  сайта ее организатором был назван Максим Волков, тогда как на официальном сайте самой выставки указана лишь пресс-атташе Александра Кузнецова. Кроме этого нельзя оставить без внимания и тот факт, что принцип ее организации был тот же самый (тексты, проецируемые параллельно с изображениями, частично совпадали.Тогда как на сайте Grand Exibition указан, что проведение такой выставки возможно только по лицензии компании. Учтем, что согласно статье Статья 1229. Исключительное право п.1 отсутствие запрета на результаты интеллектуальной деятельности, не является разрешением на их свободное использование. Поэтому, я могу лишь предположить о наличии противоправных действий, но не давать им правовую оценку.


Примером подобных, на мой взгляд противоправных деяний, может служить данная ситуация:


1.Сайт Samsung. Дизайн:студия Артемия Лебедева



2.Сайт компании "Экоклимат"




Как мы видим,на первый взгляд сайты почти неразличимы, они имеют разные названия, однако система оформления абсолютно идентична вплоть до банеров, авторство дизайна во втором случае  не указано. На самом деле таких примеров огромное множество:

Неслучайно в начале своего сообщения я привела именно эту фразу Ван Гога, хотелось бы отметить, что невзирая на то, как оценивается эта ситуация с правовой точки зрения, посетить такую выставку действительно стоило, ощутить и найти для себя  то "прекрасное", которое именно он видел в искусстве.Расположенные на стенах, колоннах, потолке и даже на полу экраны привлекают внимание зрителей к важнейшим деталям картин , к неповторимому стилю, колориту и живописной технике Ван Гога. Таким образом, выставка  позволила широкой аудитории людей приобщиться к творчеству такого великого художника.

Источники:
http://efcate.com/show_news__/2015/07/20/112438
http://base.garant.ru/10164072/70/#block_40700
http://www.dp.ru/a/2014/06/02/Multimedijnij_impression/
http://irecommend.ru/content/velikolepno-283
http://vangoghart.ru/

6 комментариев:

  1. Здравствуйте,

    я креативный директор Grande Exhibitions , создатели “Van Gogh Alive - The Experience” (“Ван Гог. Ожившие полотна”) и “Monet to Cezanne – the French Impressionists” (“От Моне до Сезанна - Французские импрессионисты”) – мультимедийные выставки, которые были представленные в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

    Я недавно наткнулась на Вашу статью связанную с этими двумя выставками и хотела бы поделиться некоторых фактов, прежде чем мы их отправили российским информационным агентствам.

    Нам недавно стало известно что эти две наши выставки были скопированы и осуществляются в нескольких городах России (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург и Сочи) промоутерами iVision, Artplay и Volkov Pro.

    Контрафактные выставки, которые называются “Ван Гог. Ожившие полотна 2.0” и “Великие импрессионисты” копия наших оригинальних выставок – включая видео содержания, музыки, информационных таблах, интеллектуальной собственности и фирменной технологии мультимедийной проекции.

    Компании VolkovPro, iVision, и Artplay обманывают общественность, представив своих версиях “Ван Гог. Ожившие полотна” и “Французские импрессионисты” наместе оригиналов.

    С двумях выставок, “Великие импрессионисты” – несанкционированное, украденное копие оригинального “Monet to Cezanne – the French Impressionists”, а “Ван Гог. Ожившие полотна 2.0” – нискокачественное воспроизвeдение аплодированной “Van Gogh Alive - The Experience”. Рекламные материалы из оригинальных выставок также используются для рекламы двух имитаций.

    Я обращаюсь к Вам в надежде, что вы может быть хотели обновить вашу статью или опубликовать новую статью на вашем сайте по отношению к этому вопросу.

    Пожалуйста, ознакомьтесь с эту ссылку для сравнения оригинальную “Monet to Cezanne” и контрафактную “Великие импрессионисты” :
    https://vimeo.com/142603540

    Пожалуйста, обратитесь ко мне если вы желаете получить еще какую-либо информацию, или желаете получить наш официальный пресс-релиз на русском языке.

    С Уважением,


    also in English

    Hello.

    I am the Creative Director of Grande Exhibitions, creators of the Van Gogh Alive and Monet to Cezanne - French Impressionists Multimedia exhibitions, which have been displayed in Moscow, St. Petersburg and Nizhny Novgorod.

    I came across an article you posted recently relating to these two exhibitions, and would like to give you an opportunity to pick up on this story before it released to news outlets in Russia.

    We have recently become aware of the fact that two of our exhibitions have been copied and displayed in multiple cities in Russia including Moscow, Nizhny Novgorod, Yekaterinburg and Sochi.

    These exhibitions, named “Van Gogh Alive 2.0” and “Great Impressionists”, plagiarize the original exhibitions, including content, soundtracks, gallery information, intellectual property and proprietary multimedia projection technology.

    The companies VolkovPro, iVision, and Artplay are deceiving the public by presenting their version of Van Gogh Alive and The French Impressionists, to the people of Russia.

    Of the two exhibitions, “Great Impressionists” is an unauthorized, stolen copy of the original Monet to Cezanne – The French Impressionists, while “Van Gogh 2.0” is an inferior recreation of the acclaimed Van Gogh Alive exhibition. Promotional materials from the original exhibitions are also being used to advertise the two imitations across the country.

    I am reaching out to you in the hope you would like to update your article, or publish a new article on your website in relation to this matter.

    Please see the below link, for comparison
    https://vimeo.com/142603540

    Do not hesitate to contact me for further detailed information, or if you wish to read our official press release written in Russian.

    Kind Regards

    Tania Price

    Creative Director

    WWW.GRANDEEXHIBITIONS.COM
    http://vangogh-alive.com/
    http://monet-cezanne.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо за ваш комментарий.Что касается моей публикации, это было моим домашним заданием в рамках курса обществознания. Мой преподавательСонина Мария Николаевна предложила мне проанализировать данную ситуацию с точки зрения авторского права. Я сделала вывод, основываясь лишь на данные, найденные в Интернете -однако, я очень рада, что он подтвердился, спасибо за ваше внимание к моей публикации!

      Hello, thank you for your comment. As for my article, it was my homework on social science, my teacher Sonina Maria Nikolayevna offered me to analize this situation from the viewpoint of copyright law. I have made a conclusion based on analyzing of information on the Internet and I am very glad that my conclusions were confirmed.All in all, I am very grateful for your attention to my publication.

      Удалить
  2. Светлана, здравствуйте!

    То, что Вы сделали – это просто здорово! Логика, сопоставление, оценка, выводы – отличная работа! Вы смогли привлечь внимание к Вашим выводам даже основную заинтересованную сторону - героя Вашего исследования, Grande Exibitions.

    Вы – молодец! Какие же хорошие ученики у Марии Николаевны! Так держать!

    С уважением, Юрий Майский

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана, браво!
    Сначала прочитала работу, а потом первый комментарий.. Да уж) Мы явно недооцениваем Интернет и нашу талантливую молодёжь)
    Да, и Марии Николаевне виват)

    ОтветитьУдалить