воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Деятельность человека и ее основные виды

Деятельность- это форма активного отношения человека к окружающему миру,целью которой является его изменение и преобразование. Она направляется познавательной потребностью,потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.

Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных:



Животные
Человек
Осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность
Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации
Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Осуществляют, в основном, наследственные программы поведения (инстинкты)
Передача и закрепление опыта происходит через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Могут создавать вспомогательные свойства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно
Изготавливают и сохраняют орудия труда, передают их последующим поколениям
Приспосабливаются к внешней среде
Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Структура деятельности:

  • Субъект- тот,кто осуществляет деятельность.
  • Объект-то,на что непосредственно деятельность направлена. 
  • Мотив- побудитель к деятельности.

  • Цель-осознанный образ предвосхищаемого результата,на достижения которого направлена деятельность.
  • Средства достижения- приемы, способы действий,деньги, орудия, предметы,приспособления,используемые для осуществления деятельности.
  • Методы- пути достижения цели.
  • Действия- составляющие компоненты(звенья) деятельности.
  • Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности(результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать,что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).

Виды деятельности

По способам деятельности:
Практическая деятельности направлена преобразование реальных объектов природы и общества
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей
По творческой роли деятельности:
Репродуктивная деятельность направленная на получение известного результата труда
Продуктивная деятельность производство новых идей, способов достижения цели 
По характеру человеческой активности:
Созидательная деятельность производство орудий труда,духовных ценностей 
Разрушительная деятельность негативное воздействие на природу и общество
По способу формирования человека как личности:

Игра
  • Вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения,формируется человек как субъект деятельности.
  • В игровой ситуации имитируется действительность.
  • Мотивацией для игры выступает удовольствие, интерес
Учение
  • Процесс систематического овладения знаниями, навыками,умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности 
  • Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности
Труд
  • Деятельность,направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей
  • Характерно изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер направленность на создание конкретного продукта,на преобразование внешнего мира.
Общение 
  • Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт,проявляющийся в обмене информацией,взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
  • Понятие общение и коммуникация не равны 
Виды общения

В зависимости от контингента участников:

  • Межличностное 
  • Личностно-групповое 
  • Межгрупповое
В зависимости от наличия промежуточных звеньев:
  • Непосредственное 
  • Опосредованное 
В зависимости от продолжительности контакта:
  • Кратковременное 
  • Длительное 
В зависимости от законченности:
  • Законченное 
  • Незаконченное( прерванное)



Комментариев нет:

Отправить комментарий